Комплексная программа
«ШИК- школа интересных каникул»
Возраст детей: 7—17 лет
Срок реализации программы: 1.06.2023г – 22.09.2023 г.
Разработчик программы: Пилипец В.К.:
заместитель директора по УВР
Евпатория
2023
Содержание
Оглавление
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА——————————————————2
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА—————————————————7
Актуальность—————————————————————————-7
Направленность программы———————————————————-7
Принципы программы ——————————————————————10
2.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ————————————————————-12
Цели и задачи————————————————————————-—-12
Ожидаемые результаты——————————————————————12
3.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ——————————————————-13
4.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ——————————-—-14
Психолого-педагогическое сопровождение —————————————-15
Этапы реализации программы———————————————————15
Краткое содержание программы ——————————————————16
5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ—————————————17
Кадровое обеспечение—————————————————————-—17
Материально- технические условия————————————————19
6.ДИАГНОСТИКА———————————————————————21
Список литературы———————————————————————22
Приложение №1 Распорядок дня—————————————————-23
Приложение №2 Перечень студий, кружков и секций ————————-24
Приложение №3 План- сетка программы «Школа интересных каникул» -25
Приложение №4 Спортивная план-сетка ——————————————27
Информационная карта программы
1. |
Полное название организации |
Детский оздоровительный центр «Фортуна» |
2. |
Месторасположение |
297493, Российская Федерация, Республика Крым, г. Евпатория, п. Заозёрное, ул. Аллея Дружбы, д. 37 |
Ф.И.О. руководителя организации |
директор – Халитов Рустем Аджибрамович |
|
3. |
Контактная информация |
Телефон: +7(978) 7136087 Сайт: //doc-fortuna.ru/ |
4. |
Наименование программы |
Комплексная программа «ШИК- Школа Интересных Каникул» |
5. |
Направленность программы |
Социально-гуманитарная, художественная, естественнонаучная, техническая, физкультурно-спортивная |
6. |
Программу составил |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе — Пилипец Валерия Кимовна |
7. |
Категория участников |
Дети и подростки от 7 до 17 лет (в том числе дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей). Количество участников в смену – 550 человек. Дети, проживающие на территории Республики Крым. |
8. |
Сроки реализации |
Реализация программы будет проведена в четыре этапа: 1 смена – 01.06.2023-21.06.2023; 2 смена – 24.06.2023-14.07.2023; 3 смена – 17.07.2023-06.08.2023; 4 смена – 09.08.2023-29.08.2023. 5 смена – 02.09.2023 – 22.09.2023 Лагерь круглосуточного пребывания. |
9. |
Цель программы |
Основной целью реализации программы дополнительного образования «ШИК» является содействие в подготовке молодого поколения для создания в будущем здоровой, выносливой и патриотической молодёжи с ярким и осознанным желанием достижения поставленных жизненных целей. |
10. |
Задачи |
— Содействовать развитию у ребёнка навыков социализации, выстраивания взаимодействия внутри коллектива и с окружающими людьми посредством познавательной, игровой и коллективной творческой деятельности;
— познакомить детей с культурными традициями многонационального Крыма и народов Российской Федерации; — формировать положительное отношение ребёнка и детского коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье; — способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и безопасной жизнедеятельности; — воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни. |
12. |
Предполагаемые результаты |
-Положительное отношение к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
— получение положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри коллектива; — проявление интереса к различным видам деятельности (творческой, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной); — проявление детьми базовых умений самостоятельной жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизни и здоровью, безопасное поведение. |
13. |
Игровая модель |
В основе игровой модели программы «ШИК» лежит путешествие в «Академию творчества». Все дети, отдыхающие в нашем лагере, будут «академиками». Обучаясь в студиях мастерства, под внимательным и заботливым руководством мастеров-педагогов и кураторов-вожатых они будут постигать азы и тайны творческих наук в профильных летних отрядах по различным видам деятельности: техническое творчество, изобразительное творчество, хореография, декоративно-прикладное творчество, спортивные секции театральная деятельность. Также на протяжении смены ребята знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями. Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник «Калейдоскоп талантов». Участники игры: Дети — «академики» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – ректор «Академии творчества» Педагог-организатор — доктор творческих наук Педагоги – мастера творческих наук Вожатые – кураторы творческих наук |
14. |
Рейтинговая система соревнований |
Результаты отображаются в разных рейтинговых таблицах: индивидуальных, командных и таблице «Академии творчества». Система оценивания ведётся по чётко прописанным критериям в зависимости от вида мероприятия. Победители получают грамоты, дипломы, а также их имена вписываются в книгу почётных участников и победителей «ШИК». |
15. |
Ключевые мероприятия смены |
Знакомство с территорией — игра «РВС»; Танцевальный марафон «В кругу друзей»; Открытие Малых Олимпийских Игр; Информ- дайджест «12 интересных фактов о Крыме»; Конкурсная программа «Две звезды»; Карнавальный праздник «Его Величество Нептун»; Съемка роликов к конкурсу «В объективе –ДЕТИ»; Игра по станциям «Тропинки радости»; Конкурсная программа «Караоке батл»; Бизнес день «Ярмарка возможностей»; Игра-викторина «Юные инспекторы дорожного движения»; Анкетирование «21 день- миллион впечатлений»; Праздник «Калейдоскоп талантов». |
16. |
Диагностика результативности |
Для детей, в конце каждой смены проводится анкетирование, по которому можно отследить уровень удовлетворённости ребёнка отдыхом, а также увидеть на какие именно моменты следует обратить внимание. Также в течение смены проводятся постоянные опросы для устранения локальных проблем. Родитель же всегда в процессе прохождения лагерной смены может получить обратную связь по телефону и через социальные сети. А по окончанию отдыха оставить отзыв там же. |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна
Актуальность разработки комплексной программы обусловлена тем, что
стратегической задачей воспитания является формирование поколения, разделяющего духовно-нравственные ценности российского общества на современном этапе, что отражено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996- р).
А также педагогическая формула «в воспитании нет каникул» и становится определяющей для педагогического коллектива ДОЦ «Фортуна». Приезжая в «Фортуну», ребенок, прежде всего, стремится отдохнуть, это главная его цель и мотив приезда. Поэтому задачей педагогического коллектива — удовлетворение личных интересов так, что ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, а не отталкивать и не отворачиваться от него.
Комплексная программа ШИК разработана в виде увлекательной игры- путешествия в «Академию Творчества». Почему именно игра? Да потому что она занимает особое место в жизни каждого ребенка: от младшего школьного возраста до старшего. Игра облегчает процесс передачи социально- ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий. Игра дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться… Игра – это еще и возможность избавиться от многих житейских сложностей; это сфера, сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Направленность программы
Программа «ШИК» является комплексной и осуществляется по направлениям:
Социально-гуманитарное направление представлено в таблице
№1.
Цель: создание необходимых условий для социализации и адаптации детей к жизни в обществе.
Таблица1
Задачи |
Основные формы работы |
Ожидаемый результат |
1. Организовать социально –значимый досуг. 2. Сформировать уважение к личности, толерантность. 3. Сформировать умение поставить себя на место другого. 4. Способствовать развитию эмоционально- волевой сферы. 5. Сохранение исторической памяти. |
1. Дискуссионные качели «Нужно. Можно. Нельзя». 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Деловая игра «Финансовая грамотность». 4. мастер-классы. 5. Беседы, презентации, информационное досье. |
Формирование навыков коллективной деятельности и диалогового общения.
Развитие экономического образа мышления. Активной жизненной позиции. Развить у детей трудоспособность, коммуникабельность, дисциплинированность. |
Физкультурно–спортивное направление представлено в таблице №2.
Цель: формировать у детей представления о здоровом образе жизни.
Таблица 2
Задачи |
Основные формы работы |
Ожидаемый результат |
1.Сохранение и укрепление здоровья. 2. Вовлечение детей в систематические занятия физической культурой. 3. Формирование у детей мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья. 4. Расширение знаний об охране здоровья. |
1.Утренняя гимнастика (зарядка) 2.Спортивная игры на спортивной площадке. 3. Подвижные игры на свежем воздухе 4. Эстафеты, спортивные мероприятия 5. Беседы, презентации |
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей и подростков, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни |
Художественное направление представлено в таблице №3.
Цель: создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала
каждого ребенка, для его творческого роста, и самореализации
Таблица3
Задачи |
Основные формы работы |
Ожидаемый результат |
1.Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. 2.Формирование художественно эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. 3.Развитие творческих способностей детей. |
1.Изобразительная деятельность (Конкурсные программы). 2.Творческие конкурсы. 3.Игровые творческие программы. 4.Концерты. Творческие игры на занятиях в кружках. 5.Выставки, ярмарки. |
Развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и декоративно- прикладному творчеству. |
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в
которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения
удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным
назначением творческой деятельности в лагере является развитие
креативности детей и подростков.
Естественнонаучное направление представлено в таблице №4.
Цель: формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения, целостной научной картины мира в области окружающей среды, положения человека в современной картине мира;
Таблица4
Задачи |
Основные формы работы |
Ожидаемый результат |
1. Раскрытие интересов и склонностей детей к научно-поисковой деятельности. 2. Развитие научно-исследовательской деятельности детей. 3. Обогащения интеллектуального потенциала детей. |
1. Занятия. 2. Тематические дискуссии, лекции, беседы. 3. Практические занятия. 4. Виртуальные путешествия. |
Интерес к научно-исследовательской работе. Повышение мотивации к изучению предметов естественного цикла; расширенный кругозор. Стремление к конкретной деятельности по охране окружающей среды. |
Техническое направление представлено в таблице №5.
Цель: Удовлетворить потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Таблица 5
Задачи |
Основные формы работы |
Ожидаемый результат |
1. Создать условия для дополнительного технического образования. 2. Способствовать развитию детского научно — технического творчества и достижений в области моделирования. |
1. Занятия по инженерно- техническому моделированию; 2. Мастер-класс по направлениям. |
Получение начальных навыков программирования. Овладение теоретическими и практическими навыками инженерно- технического моделирования. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с 3Д-оборудованием. |
Принципы программы
Программа «ШИК» строится на следующих принципах:
Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.
Результатом деятельности воспитательного характера в «Фортуне» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью;
Принцип демократичности. Участие всех детей в программах дополнительного образования («Нетрадиционная техника рисования», «Бумажный бум», «Учим танцевать», «Домисолька»), направленных на развитие творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
— отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
— создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
— взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
— активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип успешности напоминает, что именно успех приносит каждому из нас удовлетворение и счастье, окрыляет и дает новый толчок для радостной мобилизации своих сил. Успех и признание создают основу для формирования высокой самооценки, без которой невозможно становление здоровой психики, чувства комфорта и социально — психологической защищенности.
Принцип оптимизма – настраивает всех на мажорное настроение, учит воспринимать окружающий мир позитивно, замечать в нем лучшее и направлять все свои силы на его улучшение и усовершенствование.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
-необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
-оценка эффективности пребывания детей в лагере должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
-доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
-в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
2.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Целью программы является: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы:
1. Создавать условия для организованного отдыха детей.
2. Реализовать индивидуальные интересы, потребности, способности, получить определенные навыки, участвуя в общих коллективных делах.
3. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5. Воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
6. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
7. Получить новые знания и практические умения из различных областей науки и культуры.
Ожидаемые результаты
Участвуя в программе «ШИК — Школа Интересных Каникул» дети научатся взаимодействовать с коллективом, выбирать приоритеты, ставить перед собой четкие, конкретные цели, получат навыки составления планов.
Разная направленность мероприятий вовлечёт любого в дело, которое всегда было близко или наоборот заинтересовало именно в ДОЦ «Фортуне». Это может быть поделка со студии прикладного мастерства, участие в вокальной битве, грамота за выигранный футбольный чемпионат, или отснятые новости о жизни в лагере. Масштабные спортивные соревнования безусловно укрепят здоровье, тем более в тандеме с Крымским благоприятным климатом. Некоторые мероприятия по самоорганизации или патриотическому воспитанию обязательно дадут возможность задуматься о своей гражданской позиции и будущем положении в обществе.
Программа «Школа Интересных Каникул» является комплексом программ, мероприятий и соревнований, по итогу которой ребёнок никогда не будет чувствовать себя одиноко и брошено, получит массу ярких эмоций и впечатлений, познакомится с множеством новых интересных дел и людей, сможет реализовать все свои мечты и проявить возможности и таланты!
3.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Учитывая возрастные особенности детей, образовательный процесс проходит через игру – путешествие в «Академии творчества».
Игра – это познание ребенка самого себя, своих возможностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. В играх происходит переход к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений. При этом этот период происходит естественно и незаметно.
В игре каждый ребенок может выбрать роль: в качестве кого участвовать – ведущего или ведомого; идти с отрядом или самостоятельно отстаивать свои интересы, какие испытания пройти; позволяет имитировать социальные проблемы, с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретиться в будущем; позволяет установить комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект.
Этапы реализации программы
1. Адаптивно-организационный (3дня) – подготовительный. является самым напряжённым и требующим особого внимания. Этот период можно назвать ещё периодом знакомства: с лагерем, с вожатым, с другими детьми, с сотрудниками лагеря, с комнатой, с территорией.
Знакомство с вожатым происходит в самом начале, при распределении на отряды. Вожатый, закреплённый за определённой возрастной категорией, находится на центральных воротах и забирает ребёнка по приезду в лагерь. Вместе они идут в комнату на заселение, где как раз и определятся будущие соседи и друзья. Внутриотрядные знакомства также проводит сам вожатый в игровой лёгкой форме, чтобы дети могли притереться и поближе познакомиться друг с другом.
Знакомство с лагерем (с территорией, площадками, и объектами) происходит на первой обзорной экскурсии в виде игры-квест «Разведай.Выясни.Спроси.». Вожатый, со своим уже сформированным отрядом, по специальным разработанным картам ходит по территории лагеря, где на разных локациях руководители и наставники устраивают презентации клубов, студий и секций. Таким образом, ребенок запоминает, что и где находится, и уже может выбрать себе занятие по душе.
В этот период проходит диагностика интересов и потенциала, знакомство с правилами ДОЦ Фортуны и с участниками смены, формирование органов самоуправления. Адаптация ребенка к условиям лагеря.
2. Основной (15дней) В этот период проводятся основные мероприятия: КТД, спортивно — состязательные, познавательно — развлекательные игры; конкурсы, обучающие семинары, тренинги, деловые игры, мастер-классы. В ходе смены детям предоставляется возможность показать свои нравственные, коммуникативные качества, раскрыть творческие способности и духовные ценности каждого участника смены.
3. Итоговый (3дня) период включает в себя подведение итогов по всем конкурсам, соревнованиям, проходящим в программе. Объявляются победители, активные участники клубов и студий, победители спортивных чемпионатов и соревнований, проходящих в рамках профильных смен. Определяется самый активный отряд. В самый последний день перед разъездом, проводится лирическое мероприятие прощания с лагерем, где презентуются лучшие творческие номера, которые были в смене. Проводится итоговая диагностика (анкетирование, тестирование);
— рефлексия: усвоение ребенком полученных знаний и, осознание своих личных достижений и возможностей с целью дальнейшего развития и умения применить их на практике.
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Комплексная программа реализуется через базовый и тематический блоки.
Базовый блок реализуется на протяжении всей смены и предусматривает решение традиционных задач организации отдыха и оздоровления по следующим направлениям:
˗ культурно-досуговое: предполагает работу творческих кружков, участие в мастер-классах, участие в экскурсионных программах, участие в отрядных и лагерных мероприятиях смены;
˗ физкультурно-оздоровительное: предполагает работу спортивных секций, организацию физкультурно-спортивных мероприятий в течение смены;
˗ художественное: предполагает работу творческих студий и кружков, участие в творческих мероприятиях, развивающих эстетический вкус и чувство прекрасного;
˗ социально-гуманитарное: предполагает раскрытие и развитие личностного потенциала участников смены, включение детей и подростков в совместную социально значимую деятельность.
Реализация этих направлений обуславливает реализацию педагогической деятельности, способствующей:
˗ формированию навыков социального взаимодействия в системе «ребенок-ребенок», «ребенок-группа детей» и др.;
˗ развитию эмоционально-положительных реакций у ребенка;
˗ опосредованной коррекции взаимоотношений между детьми;
˗ созданию ситуации сотрудничества;
˗ делегированию полномочий и ответственности за какое-либо дело или работу.
Основные средства достижения задач базового блока смены:
— мероприятия, посвященные актуальным событиям детства: конкурсы рисунков, плакатов, песочных сооружений, конкурс видео роликов «В объективе — дети;
— интеллектуально-развивающие мероприятия: информ -дайджест «12 интересных фактов о Крыме, квест «По следам великого поэта», игровая программа ЮИД и т.д. ;
— мероприятия эстетического направления: концертные программы, праздник Нептуна, конкурсные программы «Две звезды», «Караоке батл» и т.д.;
— мероприятия, направленные на приобщение детей к здоровому образу жизни: утренняя зарядка, спортивные соревнования, игры по станциям и т.д.;
— мероприятия, направленные на формирование у детей и подростков чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции: ежедневные утренние линейки, квест «В поисках символов России», программа «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» и т.д..
Тематический блок реализуется через общеобразовательные и общеразвивающие программы педагогов дополнительного образования.
План на каждый день представляет собой сочетание различных познавательно-развлекательных форм работы с детьми и подростками.
Основные средства реализации тематического блока:
˗ игра рассматривается как природосообразный способ «вхождения» ребенка в жизнь, как регулятор всех жизненных позиций ребенка, его эмоциональных переживаний;
˗ мастер-класс рассматривается как оптимальный способ, направленный на приобретение и закрепление практических знаний и умений по специфическим направлениям;
—отрядные мероприятия (КТД, игры согласно план-сетке отряда).
Психолого-педагогическое сопровождение
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и подросткам, и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка. Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях летней профильной смены:
˗ воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
˗ компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении;
˗ стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
˗ корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Краткое содержание программы
Ребята и вожатые в течение каждой смены живут в «Школе Интересных Каникул», согласно тематике смены:
1 смена (01.06.2023 – 21.06.2023) Спортивная смена «Спортивный остров». Погружение в увлекательный мир спорта и Олимпийских игр. Путешествие длиной в 21 день с отправной точкой в Древней Греции обеспечит двигательную активность детей, узнают много интересных фактов о спорте, имена выдающихся спортсменов и сформирует устойчивый интерес к укреплению здоровья.
2 смена (24.06.2023 – 14.07.2023) Научно-исследовательская смена «МАНу- 60! Юбилейная смена» и научно-техническая смена «От увлечения — к профессии». Особенность смены заключается в синтезе таких составляющих, как: погружение детей и подростков в творческую научно-исследовательскую среду через занятия в лабораториях, раскрытие творческого потенциала детей через участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях летней смены, а также организация и проведение спортивных мероприятий, направленных на оздоровление детей и приобретение ими навыков здорового образа жизни.
3 смена(17.07.2023 – 06.08.2023) «Инженерные каникулы с Кванториумом «Техновремя». Основа деятельности смены- вовлечение детей в проектную деятельность и продвижение инженерных и исследовательских проектов в командах под руководством квалифицированных наставников «Кванториума». Техническое моделирование, обогащение детей общетехническими знаниями и умениями, предоставит возможность развитию детского научно-технического творчества и стремление к освоению навыков будущей профессии.
4 смена (09.08.2023 – 29.08.2023) и патриотическая смена «Мы наследники Победы» и правовая смена направлена на развитие у детей и подростков нравственных качеств личности, чувства гордости за героическое прошлое Родины и создание условий для формирования законопослушного поведения и привитие правовых знаний и правовой культуры воспитанников, создание развивающей среды для развития творческих, проектно-исследовательских и интеллектуальных способностей.
5 смена (02.09.2023 –22.09.2023) смена для участников КВН и Университетская смена направлена на раскрытие всех детских возможностей и идей. Мероприятия будут насыщенны абсолютно разными темами: вокал, хореография, театр, прикладное мастерство, изобразительное искусство и т. д. В общем, творчество повсюду! Ключевые мероприятия: торжественное открытие и закрытие смены. Интересные тематические мероприятия: театр теней, конкурсы художественных видеороликов и социальной рекламы, танцевальный батл, шоу «Две звезды», несколько интересных квестов и интеллектуальные командные игры!
5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе координирует реализацию программы в течение всего периода, издает нормативные внутренние акты.
Методист обеспечивает методическое сопровождение работы отдела организации отдыха и оздоровления детей, следит за соблюдением режимных моментов лагеря (режим дня, соблюдение чистоты в комнатах и личной гигиены детей, выполнение требований ТБ, ОТ и ПБ детьми и сотрудниками).
Педагог – психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях летней смены; предупреждает рискованные действия детей, которые могут привести к травмированию самого ребенка и окружающих его людей; обучает и прививает детям навыки безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях.
Старший вожатый отвечает за работу педагогического коллектива, решает организационные вопросы пребывания детей в лагере, отвечает за проведение мероприятий внутри отряда, регулирует возникающие педагогические проблемы.
Вожатый отряда организует пребывание детей в отряде, отвечает за проведение КТД, индивидуальную работу с каждым ребенком и подготовку к общелагерным мероприятиям.
Культорганизатор — это один из главных исполнителей программы «ШИК». Культорганизатор тесно сотрудничает с образовательным отделом и инструкторами по физкультуре
Звукооператор осуществляет организацию и проведение дискотек и других культурно-массовых мероприятий в соответствии с планом работы смены.
В образовательный отдел входят руководители студий, секций и кружков, реализующих образовательную составляющую программы.
Инструктор по физкультуре курирует работу спортивного отдела и отвечает за реализацию спортивной программы.
Материально-технические условия
Материально-техническое условия реализации программы «ШИК» представляет собой несколько категорий.
• Канцелярские товары: товары для организации работы офиса и делопроизводства.
• Товары для детского творчества: материалы для обеспечения работы творческих студий и клубов, проведения различных мастер-классов.
• Сценические материалы для создания реквизита, бутафории и сценических костюмов.
• Спортивный инвентарь для проведения соревнований, занятий спортом.
• Свето-звуковая аппаратура для проведения мероприятий.
• Съемочное оборудование для работы медиа-центра.
• Оргтехника для работы штаба и пресс-центра.
• Мультимедийное оборудование для работы кинотеатра.
• Реквизит, относящийся к тематике программы путешествий.
• Наградная продукция (кубки, медали, дипломы, грамоты).
• Сувенирная продукция с брендовой символикой для призов.
Методические условия
Методические условия предусматривают:
• наличие необходимой документации, программы, плана;
• проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала и в процессе смены;
• сценарии и методические разработки коллективных творческих дел и общелагерных мероприятий;
• программы работы секций, клубов, творческих мастерских;
• индивидуальная работа;
• мастер-классы;
• деловые и ролевые игры.
Нормативно — правовая основа программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Приказы и постановления МОНМ Республики Крым;
11. Методические рекомендации:
— Методические рекомендации для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крымм по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
— Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru );
— Методические рекомендации по разработке программ воспитания.
12. Устав ГБУ ДО РК «ДОЦ «Фортуна»;
13. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
14. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере;
15. Должностные инструкции работников;
16. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
17. Заявления от родителей;
18. Акт приемки лагеря;
19. Планы работы.
22. Планы работы.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование осуществляется из средств бюджета Республики Крым.
6.Диагностика и оценка результативности реализации программы
Критериями оценки качества реализации программы должны стать следующие параметры:
1. Общая удовлетворенность ожиданий каждого участника программы.
2. Развитие творческих, коммуникативных, личностных компетенций каждого ребёнка.
№ п/п |
Мероприятие |
Срок проведения |
Ответственные |
|
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. |
1-3 день смены |
Вожатые отрядов |
|
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. |
В течение смены |
Зам. директора по УВР, вожатые отрядов |
|
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. |
Последний день смены |
Вожатые отрядов |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Список литературы
-
-
Конституция РФ.
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
-
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
-
Голубев Н. К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
-
Калениц Т. Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
-
Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
-
Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТП и МИО, 1993.
-
Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
-
Шмаков С. А. Игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
-
Шмаков С. А. Ее величество – игра. М., 1992.
-
Шуркова Н. Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
-
Янкова З. А, Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 1998.
-
Приложения №1
7:30 Подъем и уборка постелей
8:00 Зарядка «Здоровье в порядке!»
8:15 Утренняя линейка
8:30 Вкусный и полезный завтрак
9:30 Отрядная деятельность
10:00- 12:00 Время добрых дел и веселых затей
(физкультурно- оздоровительные мероприятия,
работа кружков по интересам, посещение пляжа)
12:30– 13:30 Обед
14:00– 15:30 Тихий час
16:00 Полдник
16:15-18:15 Время добрых дел и веселых затей
(физкультурно- оздоровительные мероприятия,
работа кружков по интересам, посещение пляжа)
18:30 Долгожданный ужин
19:30- 21:15 Вечерняя развлекательная программа
21:15 Сонник (второй ужин)
21:30 Отрядная рефлексия
21:45 Подготовка ко сну
22:00 Отбой «Спокойной ночи, малыши!»
Приложение 2
Перечень студий, кружков и секций в ГБУ ДО РК «ДОЦ ФОРТУНА
«ЛЕТО 2023г»
№ |
Название студий, секций |
Цели, задачи |
Творческий блок |
||
1 |
Студия «Актерского мастерства» |
формировать навыки коллективной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции Привить интерес к культуре речи и драматической пластике. |
2 |
Студия современного танца «Учим танцевать» |
развивать у детей трудоспособность, коммуникабельность, дисциплинированность, чувство ритма, координацию движений, внимание, память, формировать сценический имидж. |
3 |
Вокальная студия «Домисолька» |
|
4 |
мастерская волшебства: -нетрадиционная техника рисования «Цап-царап»; -Мастер – класс «Веселый мыловар» |
познакомить с различными приемами и техниками рисования; развивать память (освоение массива новых терминов и понятий, умение грамотно поставить вопрос и донести свою мысль до собеседника); развивать пространственное воображение; развивать настойчивость, усидчивость, умение доводить дело до конца. |
5 |
Творческая студия «Творим и вытворяем» — Мастер- класс «Эбру» (рисование на воде) |
развивать мелкую моторику обучающегося научить: смешивать краски на палитре; изображать предметы и объекты разных форм; использовать трафареты и печати в работе; самостоятельно изготавливать трафареты и штампы; экспериментировать с изобразительными материалами; штриховать, наносить различные линии графическими материалами; познакомить с основными законами композиции. |
Интеллектуаль ный блок |
||
6 |
Студия журналистики «Золотое перо» |
развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка; дать общее представление о «журналисткой этике». |
7 |
Центр детского успеха «Теперь буду знать» — Дискусионные качели «Нельзя. Можно. Нужно» |
знакомство детей с историей Крыма и его наиболее яркими и захватывающими этапами развития; создание атмосферы доверия, свободного высказывания мнений, суждений; воспитание культуры обмена мнениями, формирование уважительного отношения к взглядам оппонентов: выдержки, корректности и тактичности в споре. |
Оздоровительный блок |
||
8 |
Секция «Степ — аэробика» Детский функциональный тренинг (фитнес) |
формирование у воспитанников основ здорового образа жизни, развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка). |
9 |
Секция футбола |
укрепление здоровья и закаливание организма; повышение интереса к занятиям футболом; развитие быстроты, ловкости и координации движений; обучение основам техники владения мячом и тактики игры. |
10 |
Секция пионербола |
создание условий для развития физических и личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством игры в пионербол. овладение основными приемами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы. |
11 |
Секция настольного тенниса |
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса. развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции; развивать двигательные способности посредством игры в теннис. |
1 смена (01.06.2023 – 21.06.2023) Спортивная смена «Спортивный остров»
1 день «Международный день защиты детей» |
2 день «По секрету всему свету» |
3 день |
4 день день «Мы — рекордсмены!» |
5 день день «Я люблю Крым!» |
6 день «Пушкинский день в России» |
7 день «Дружба без границ» |
Заезд Расселение Инструктаж «Безопасный отдых» Игры на знакомство, сплочение, контакт Знакомство с лагерем – Игра «Разведай. Выясни. Спроси» Вечернее мероприятие «Стираем границы» Дискотека Отрядная рефлексия |
Беседы о законах, традициях лагеря, Выбор названия отряда, девиза. Знакомство с творческими студиями и спортивными секциями «Аукцион вопросов» Развлекательная программа «Визитная карточка — к отдыху готов» Дискотека |
Подготовка открытию смены. Выборы актива отряда. Зашита отрядных уголков Конкурс рисунка на асфальте «Ура! Каникулы» Торжественная линейка открытия смены Дискотека |
Отрядная деятельность на укрепление дружбы, сотрудничества между детьми Открытие МОИ «Веселые старты» Танцевальный марафон «В кругу друзей» Дискотека |
Отрядная деятельность Школа безопасности «Правила поведения на воде» Информ- дайджест Развлекательно-позанавательная программа «Крымский путешественник» |
Отрядная деятельность Копилка вожатого Конкурс акварельных рисунков «У лукоморья дуб зеленый»!» Квест «По следам великого поэта» Кинофильм |
Отрядная деятельность ИГРА «Тайный друг» Конкурс слоганов «Дружба без границ» Развлекательная программа «Я. ты, он, она – вместе дружная семья» Дискотека |
8 день «С песней по жизни» |
9 день «День экскурсий» |
10 день «Вожатые- детям» |
11 день «Ни дня без творчества» |
12 день «День России» |
13 день «Бизнес день» |
14 день «Зажги свою звезду» |
Отрядная деятельность Межотрядная эстафета «Быстрее. Выше. Сильнее»Развлекательная программа «Караоке батл» Дискотека |
Отрядная деятельность Обзорная экскурсия по Малому Иерусалиму Игра викторина «Юные инспектора движения! Кинофильм |
Отрядная деятельность Копилка вожатого Концертная программа «Вожатые- детям» Дискотека |
Отрядная деятельность Информационный час «7 чудес света» Конкурс рисунков на асфальте «Гордо реет триколор»\ Кинофильм |
Торжественная линейка , посвященная дню России Квест «В поисках символов России» Развлекательная программа «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» |
Отрядная деятельность Копилка вожатого Игровая программа «Ярмарка возможностей» Дискотека |
Отрядная деятельность Полигон мнений «Жизнь в стиле ЭКО» Конкурс плакатов «Береги свою планету» Конкурсная программа «Две звезды» Дискотека |
15 день «В гостях у Нептуна» |
16 день «Волшебный киномир» |
17день |
18 день «Шире круг» |
19 день «Счастливы вместе!» |
20 день «Вперед за грамотами» |
21 день «Продолжение следует…» |
Отрядная деятельность Конкурс песочных сооружений «8 чудо света» Карнавальный праздник «Его величество Нептун!» Дискотека |
Отрядная деятельность Съемка видео роликов Презентация детских видео роликов «В объективе -дети!» |
Отрядная деятельность Конкурсная программа «Свистать всех на верх!» Дискотека |
Отрядная деятельность Игра по станциям «Один за всех и все за одного» Развлекательная программа «Круче всех» Дискотека |
Отрядная деятельность Эстафета «Сильные, смелые, ловкие» Развлекательно-позанавательная программа «Перекресток летних забав» Дискотека |
Отрядная деятельность Торжественная линейка закрытия смены Награждение «Минута славы» Концерт «Калейдоскоп талантов» Дискотека |
Анкетирование «21 день- миллион впечатлений» Операция «Чемодан» Мы счастливые и довольные едем домой! |